Так называемая пивная революция, по моим наблюдениям, разворачивается во всех странах в несколько одинаковых этапов. Сначала все набрасываются на охмеленные эли — на контрасте с набившими оскомину безвкусными евролагерами взрыв горечи и тонны тропических фруктов во вкусе действительно показывают, насколько ярким может быть пиво. Появившиеся повсюду IPA от разных местных пивоварен — верный признак свершившейся пивной революции. К тому же такое пиво варить сравнительно легко — просто добавь побольше хмеля, и он забьет недостатки ;) Потом приходит череда портеров и стаутов, в некоторых странах одновременно с хмелевыми сортами (в той же Эстонии, например), где-то чуть позже их. Ну и на третьем этапе появляются всяческие более традиционные стили из, например, бельгийской или английской школ пивоварения. Вот хочется надеяться, что мы — я пока говорю только про столицы, а не про всю страну — все-таки уже входим в этот самый третий этап, иначе как еще объяснить две подряд презентации, состоявшиеся с разницей всего в 5 дней, от разных контрактных пивоваров, с вполне себе «умеренным» пивом — немецким боком и шотландским ви хэви соответственно.
Но давайте по порядку.
24 апреля Коммунальная пивоварня презентовала пиво с названием «О, май бок!», по которому легко можно догадаться о стиле — это, собственно, майбок. Мне даже удалось поприсутствовать во время его варки — дело было накануне Таллинского фестиваля, Алексей Белецкий написал мне — заходи, мол, мы тут пиво на Найтберге варим. Так что заодно поучаствовал в обсуждении в процессе выбора хмеля и цветности сусла на правах стороннего наблюдателя, лезущего со своим мнением :)
Елена Тюкина демонстрирует получившийся цвет сусла:
Часть команды Коммунальной пивоварни во время варки:
А это уже презентация в баре 1516:
В итоге получилось пиво с начальной плотностью 17.5%, содержанием алкоголя 7.2% и горечью 37 IBU.
Весьма ароматно для лагера, с хорошей пряностью, зерновой тематикой и даже легкой эфирностью в запахе, вкус же преимущественно солодовый, сбалансированный горьким хмелем с минимумом хмелевого вкуса, очень чистый. Хорошая плотность, тело пива кажется даже слегка сливочным. Вообще забавно, конечно, т.к. результат, на мой взгляд, получился весьма близким к Хамовническому Экстра от МПК ;) Разве что хмеля и карамели тут чуть-чуть больше.
Попугай Кузя ажиотаж презентации оценил:
Еще на одной презентации я побывал в пятницу, 29 апреля. В баре Breaking Bad свою совместную варку представили Craft Brew Riots и группа Вода и рыба, только что выпустившая дебютный альбом Raw Material. Сварили шотландский эль в стиле ви хэви и назвали его в честь альбома — RAW.
Идейный вдохновитель группы Иван Белецкий рассказывает про пиво и про альбом:
Юрий Катунин:
Параметры пива — 17% плотность, 6.5% алкоголь, 35 горечь. В помещении пиво выглядело очень темным даже в дегустационных бокальчиках:
Поэтому я сразу извлек его на свет, чтобы посмотреть повнимательнее. Пиво тут же заиграло насыщенным красновато-коричневым цветом:
А вот осветлилось оно почему-то не до конца, несмотря на долгие недели дображивания. Помутнение на фото — не только от покрытого испариной бокала, пиво действительно мутноватое. Что главное в шотландском эле? Конечно же, правильные дрожжи, и они тут сработали как надо (если я правильно понял, то это тот же самый штамм, с которым я сам ранее имел дело дома — см. здесь и здесь). Тело пива плотное, тягучее, слегка маслянистое, во вкусе акцент на темные солода с корочкой темного хлеба и ириской. Хмелевая горечь заметна, причем она тут на верхней границе для этого стиля, даже слегка «кусается». Что ж, весьма приличный «шотландец» получился, постараюсь найти бутылочную версию (обещают, что скоро выйдет), чтоб опробовать более вдумчиво.
К слову, «О, май бок!» тоже будет в бутылке, причем к радости коллекционеров пивной атрибутики с четырьмя разными этикетами сразу — просто пивовары не решили, какая из них получилась круче, и оставили все четыре варианта.
Ну а вообще расширение крафта в сторону «солодовых» сортов — это однозначно хорошо, не все же сухим охмелением и соревнованием в единицах горечи жить.