Друзья, наверняка вы неоднократно обращали внимание на то, что в каждом обзоре пива в моем блоге указан пивной стиль, но при этом здесь нет никакой общей обзорной статьи про эти стили. Вообще, когда я только начинал публиковать здесь свои обзоры, я уже планировал написать какую-нибудь большую годную статью по всем пивным стилям, чтобы можно было использовать ее в качестве пособия для новичков. Но вот, как видите, до сих пор не сложилось, т.к. задачей это оказалось не такой уж и тривиальной. Нет, до тех пор, пока все держишь в голове, это все кажется элементарным и структурированным, но как только пытаешься систематизировать информацию — сразу же упираешься в ряд проблем. Пока меня хватило только на статью про стили, написанную для развлекательного портала, получилось, вроде бы, неплохо, но для блога хотелось бы все-таки большей точности и «академичности» :)

Итак, этим постом я открываю небольшую серию «Стилевые разногласия», где постараюсь прояснить спорные моменты в пивной классификации. Ваши мнения приветствуются!

Известно, что термин «пивной стиль» впервые предложил пивной писатель Майкл Джексон в 1977 году, он же постарался классифицировать все существующее в мире пиво. Сейчас наиболее популярной системой классификации является BJCP в редакции 2008 года, также известны классификации от пивных порталов BeerAdvocate и RateBeer. Но следует понимать, что какой-то единой и «правильной» классификации быть попросту не может, ведь мир пива постоянно развивается и меняется.

Любое, даже самое новаторское пиво можно приписать к какому-нибудь стилю по принципу наибольшей близости. Но как только такое пиво начинают варить уже несколько не связанных друг с другом пивоварен, пора говорить о совершенно отдельном стиле. Ну, например, представим, что кто-то в России сварил эль с большим количеством чувашского хмеля, и добавил в него, скажем, черный перец. Такое пиво можно будет отнести к стилю «Американский светлый эль», просто с некоторыми пояснениями. Но как только подобное пиво станут варить на разных пивоварнях (да еще и по всему миру), то впору уже будет говорить о совершенно отдельном стиле, каком-нибудь «Русском светлом эле», который будет подразумевать именно эль с сухим охмелением чувашским хмелем и с черным перцем. Это я, конечно, фантазирую, но смысл, повторюсь, таков: если характерные черты какого-либо пива присущи многим выпускаемым маркам, то уже можно говорить об отдельном стиле.

Очень яркий пример, который я бы и хотел сегодня разобрать — чешские и немецкие легкие темные лагеры, настолько здесь все спорно. Так, если мы заглянем в BJCP, то увидим, что там нам предлагается ровно три вариации условно родственных легких темных лагеров:

4A. Темный американский лагер (прим.: его пока отставим в сторону — в BJCP вообще чуть ли не половина стилей посвящена США, что логично, ведь классификация именно американская)
4B. Мюнхенское темное
4C. Щварцбир

BeerAdvocate не предлагает нам американского темного лагера, зато предлагает темный европейский, а к нему — снова немецкие дункель со шварцем:

— Euro Dark Lager
— Munich Dunkel Lager
— Schwarzbier

RateBeer объединяет мюнхенский дункель с чешским темным, а также добавляет к ним шварцбир:

— Dunkel/Tmavý
— Schwarzbier

Возникает вот какой вопрос: действительно ли все чешские и прочешские темные сорта можно либо зачислить в стилистику немецких дункелей, либо отнести их к немецким же шварцбирам? На первый взгляд это так: Tmavý — это вроде бы как дункель, а Černý — шварцбир. Но давайте посмотрим повнимательнее: очень много чешских темных лагеров (чуть ли не большинство) обычно делаются с невысокой начальной плотностью — 10-11%, а в состав зачастую входит сахар и/или сахарный колер. Два этих факта уже выносят такое пиво за границы немецких пивных стилей «дункель» и «шварцбир», а ведь есть еще и косвенные объединяющие признаки, например, использование преимущественно чешского хмеля в подобных сортах. В качестве примеров, можно взять, скажем, суперпопулярного темного Козла-деситку, или даже вот такое словацкое пиво, сваренное вполне по чешским канонам.

Так значит, все-таки речь идет о самостоятельном пивном стиле — «Темный чешский лагер»? Но тут уже возникают примеры чешских же сортов, которые очень хорошо подойдут в категорию шварцбиров: к примеру, Karlovar Černý Granát или отечественная «темная селянка» — и по плотности, и по составу, и по вкусу они вполне соответствуют немецкой стилистике, хотя по названиям этого определить нельзя. А что делать, если, скажем, состав соответствует райнхайтсгеботу, а начальная плотность всего 9,5%? Где вообще здесь проходит водораздел и есть ли он?

Для себя я пока определил так: все чешские и околочешские темные сорта я помечаю стилем Czech Dark Lager, которого, как мы видим, нет ни в одной из наиболее популярных классификаций. Возможно, часть из этих сортов следует перенести в немецкие шварцбиры, но пока не уверен. А может быть, здесь вообще имеет место такая же ситуация, как с некоторыми другими близкородственными стилями, границы между которыми могут быть заметно размытыми? В любом случае, я настаиваю на том, что «чешский темный лагер» — это явление самобытное и заслуживает своего раздела в пивной классификации.

Вот такая вот получается диалектика.

tmavy-dunkel-schwarzbier

9 Коммент. : “Стилевые разногласия. Часть 1. Немецкие и чешские темные лагеры”

  1. «Такое пиво можно будет отнести к стилю «Американский светлый эль», просто с некоторыми пояснениями»

    Не, по BJCP оно пойдет по категории 21 )))

  2. А внесение как раз чешских темных лагеров в то же руководство BJCP уже долго обсуждают. Но воз и ныне там.

    • Ага, уже шестой год обновлением разродиться не могут :)

      • Между тем, реквестирую возможность правки комментов. А то вот два пришлось писать вместо одного.
        А вообще чешские темные лагеры только в у нас и в самой Чехии так известны, по сути. Весь остальной мир их воспринимает как не очень существенный специалитет.

  3. Судя по BJCP в Чехии варят квас, ведь темных лагеров с крепостью ниже 4.2% вообще не существует.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *